Главная цель руководителя не только научиться прощать и давать людям возможности исправить свои ошибки, но и научиться понимать, когда человек и дальше будет стоять на месте, считает Ирина Орда, практикующий психолог, психотерапевт, автор МАК, методик, книг по психологии.

Руководитель – это тот человек, который должен учить, наказывать, устранять и менять людей в коллективе. Он должен видеть  блага коллектива и делать все ради него. Если руководитель видит, что подчиненный «застрял», нужно  принять это, что он уже никогда больше не разовьется. Не надо чего-то ждать от этого подчиненного, надо искать других людей в качестве его замены. Когда вы оставляете этого человека на работе, вы препятствуете развитию фирмы. Да, он может быть хорошим человеком, но пользы коллективу он уже принести не сможет. 

Если человек руководит бизнесом, то ему хочется развиваться, идти по направлению вверх, а не вниз, иначе наступает деградация. Удержаться посередине невозможно, поэтому выбора нет, нужно всегда выбирать тех людей, которые будут помогать развитию. 

Главное качество руководителя

Есть два типа развития: повышение качества и повышения количества. Люди чаще выбирают второй вариант и совершают ошибку. Они расширяют штат сотрудников, а не развивают умения уже существующих. Главное качество лидера – это разбираться в людях и понимать, кому какие обязанности делегировать, кого  вдохновить к развитию. 

Если разбираетесь в людях и понимаете кому и что можно доверить, то это приведёт вас к успеху. Но если вы не понимаете, как их развивать, тогда вам придётся всё делать самостоятельно. Поэтому учитесь видеть людей – это ключевое качество руководителя. Если вы хотите делегировать обязанности, то учитесь видеть лидеров, которым можно их передать.

В чём сила руководителя?

Главная сила руководителя – это способность любить. Формула успеха в данной ситуации проста: если вы можете вложить в управление коллективом строгость без ссор и негатива, значит в коллективе будет порядок и счастье. И помните, что строгости без любви не бывает, в ином случае – это уже жестокость. Если вы хотите быть строгими, нужно научиться любить подчинённых и заботится о них. 

Но заботится не значит «подлизываться». Это значит поставить человека в такие условия, в которых он сможет нормально работать и быть спокойным. Подчинённый знает, что нельзя опаздывать, прогуливать или ругать своего руководителя, иначе будут санкции. Подчинённый “играет по правилам” и поэтому он спокоен, он не нарушает нормы, а работает так, как от него требуют и поэтому в коллективе создаётся комфортная атмосфера для всех.

Отношения между руководителем и подчиненным

Руководитель – это “воин”, но не с пеной у рта он сражается со своими сотрудниками, когда те дискредитируют его. Он ведет себя очень спокойно. Он объясняет сотруднику, что в коллективе нужна чистота. Именно эта спокойная беседа и означает любовь и уважение руководителя к своим подчиненным. 

И эта любовь формирует отношения между руководителем и подчиненными по принципу «я старше, а ты младше, ты должен меня уважать, а если не уважаешь, то нет места в моем коллективе». Пониманию этого принципа способствует образование. 

Надо обучать своих сотрудников и организовывать собрания. Однако, чтобы учить сотрудников, руководителю самому нужно получить образование и понимать, что в коллективе могут быть отношения по принципу “старший-равный-младший”. 

Руководитель не может быть с подчиненными на равных, иначе весь коллектив и отношения в нём развалятся. Если в коллективе руководителя признают как старшего, то подчиненные должны его уважать. 

Но уважение – это не одностороннее действие. Руководитель точно также обязан уважать своих сотрудников как людей, о которых он обязан заботиться. Руководитель должен следовать принципу «если у моего подчиненного есть какие-то трудности, то он может обратиться ко мне, и я буду готов помочь».

Для достижения уважения в коллективе помогают собрания, они направлены на выстраивание более глубоких, доверительных отношений. 

Подчиненные могут сказать: “Раз вы старший, сделайте больше зарплаты”. В этом случае, руководитель объясняет, какие будут проблемы, если он это сделает. Не обязательно раскрывать все тайны предприятия, но какой-то информацией можно поделиться, чтобы показать людям, почему зарплаты не могут стать выше. 

Забота о сотрудниках заключается в том, что они работают именно в вашем предприятии, которое развивается и крепнет. 

Отличия руководителя от бизнесмена

Зрелый руководитель хочет процветания для коллектива, а личное богатство стоит для него на втором месте. Для руководителя власть является необходимостью, а не целью. Без нее управлять ни обществом, ни коллективом невозможно. Зрелый лидер не скажет «делайте всё сами», так как понимает, что подчиненные не всегда правильно себя ведут. 

Бизнесмен создает коллектив, в котором отношения строятся на личной выгоде. Пока у людей есть деньги, компания будет работать и развиваться. Бизнесмен по своей природе не может создать высокоразвитую структуру в коллективе, потому что бизнес переживает взлеты и падения, и в плохие периоды коллектив покидает компанию. Бизнесмен распускает штат и ищет новые способы заработать. 

Руководитель способен сформировать такую команду, которая не уйдёт, даже в тяжёлые периоды. Для руководителя главным является его репутация, он никогда не позволит ей опуститься. А бизнесмен  строит  финансовые отношения. 

Что никогда не должен делать руководитель? 

Использовать власть в личных целях. Руководитель не должен смотреть на свою компанию как на предприятие, у которого он может забрать часть денег, чтобы самому жить хорошо. Нужно понимать, что существует некий внутренний механизм, который может подорвать личную жизнь, здоровье и даже силу руководителя. Представьте, если вас не любит 100, а то и 1000 подчинённых, это будет на вас давить? 

Настоящий руководитель должен делать добро команде и тогда вся фирма сама будет стремиться зарабатывать деньги. На самом деле это очень трудно понять и многим людям непривычно делать добро не для себя, а для других. Но именно это делает руководителя лидером и люди начинают идти за ним.