Губительные выражения и фразы. Негативные жизненные сценарии и как они создаются.

Губительные выражения и фразы.  Негативные жизненные сценарии и как они создаются.

Что это за жизненный сценарий? Когда он зарождается? Кто бессознательно нам его вкладывает в раннем детстве? Как не попасться на уловки жизненного сценария и не пойти у него на поводу? Давайте в этом разбираться.

 

Итак, все начинается с детства, тогда, когда родители говорят ребенку что-то сделать, используя при этом воспитательные и, казалось бы, безобидные слова, в это время ни один из родителей не задумывается, что в это время слышит их ребенок.

 

Жизненные сценарии бывают разных видов. Важно знать, что в каждом из них есть определенные жизненные решения, которые ребенок создал себе, руководствуясь опытом из своего раннего детства. Эти решения у ребенка формируют взрослые путем озвучивания определенных слов, фраз, сообщений и обращений.

 

Углубляться в виды сценариев и их разбирать мы не будет, об этом и так достаточно много написано. Мы уделим внимание посланиям родителей, которые они доносят и закладывают своим детям, сами того не понимая.

 

Само слово «послание» всего лишь термин и это необходимо понимать. Слова или высказанные предложения и фразы не всегда являются направленным посылом для действия и зачастую редко напрямую относятся к ребенку.

 

Например, это может быть народная пословица: «без труда не выловишь и рыбку из пруда!». Также послание может быть невербальным, произнесенным абсолютно без слов, выраженное лишь мимикой лица или другими частями тела.

 

Основным аспектом является то, что такого рода послания взрослые (родители) говорят не осознанно и по привычке. Ребенок же, который еще не умеет себя психологически защитить воспринимает и считывает отправленные ему послания, зачастую даже не понимая их значения, даже в младенческом возрасте из полученной информации от родителей он уже делает свои собственные заключения и выводы.

Рассмотрим некоторые из предписаний установленных Р. и М.Гулдинг. Всего их 12. Само понятие «предписание», авторы определяют как сообщения от родительского Эго-состояния Ребенок. Говоря доступным языком, это сообщения родителей детям. Ребенок, поверивший и принявший эти сообщения, получает приговор, в виде их влияния на протяжении всей своей дальнейшей жизни.

Не живи (ты не желанный в этой жизни)

Одно из опаснейших посланий, может быть сказано очень мягко и абсолютно спокойно:

«Мы развелись бы уже очень давно, но у нас есть дети и только это останавливает».

 

Или же напротив послание может быть чрезмерно агрессивным:

«Знала бы я, какой ваш отец, не рожала бы вас».

 

Используется также и невербальное послание. Например, родители в присутствии ребенка, порой держа его на руках или кормя, ругаются между собой, подпитывая свои высказывания красноречивой мимикой, кривясь, хмурясь, показывая разные неприятные гримасы, которые ребенок впитывает и запоминает на эмоциональном уровне.

Эти все послания ребенок для себя расшифровывает так:

«Я во всем виноват, я им усложняю жизнь, если бы меня не было, они были бы счастливы».

 

Последствиями таких посылов для ребенка во взрослой жизни проявляются суицидальными мыслями, депрессией, зависимостью от кого или чего-либо, угнетенностью, неудовлетворенностью в жизни и другими подобными проявлениями.

Разновидностью этих посланий может быть:

Что ж ты за ребенок, мне такой не нужен.

Ну что ж ты постоянно мне мешаешь.

Горе ж ты мое, ой горе!

Не будь родным и дорогим

Такого рода послание ребенок получает, когда в его семье порицают физический контакт или же осуждают близость. То есть в семье считается стыдным, а порой и позорным, обнимать, гладить и дарить семейную ласку членам семьи. Либо, это послание может быть отправлено ребенку в случаи потери одного из родителей, развода или смерти, путем игнорирования и чувств ребенка и не удаления внимания его переживаниям.

Разновидность посланий:

Никому нельзя верить, особенно женщинам.

Друзей не бывает, надо всегда быть на чеку. Ты всегда один!

Лучше никому не доверять. Если хочу быть уверенным, то надо проверить все самому. Ни на кого нельзя положиться.

Как принимает такое послание ребенок:

Я не буду никому доверять, потому, что люди меня обманут и, им нельзя доверять.

 

Я должен полагаться только на себя самого иначе меня разочаруют и подведут.

Любить кого-то плохо, потому что меня обманут и сделают больно.

Не будь ценным. Не будь важным и значимым.

Такое послание впитывает ребенок, слыша от взрослых, что он не должен высказывать свое мнение в присутствии других взрослых, например, находясь в гостях.

 

Когда делается такое послание, то в его же глазах обесценивается его значимость как индивида или значимость тех вещей, которые для него важны.

 

Расшифровываются такие послания ребенком так:

Не будь «белой вороной».

Что ты ведешь себя как выскочка.

Не лезь впереди паровоза.

Ты что самый умный и тебе нужнее всех?

 

Решение ребенка:

Нельзя иметь свои желания, они все равно ни для кого не имеют значение.

Кто-то другой знает лучше, чем я.

Лучше не говорить, то, что я знаю, даже если мои суждения верны.

Не надо показывать свою активность и деятельность, за нее накажут.

Не действуй, не свершай, не вытворяй.

Зачастую такое послание идет от обеспокоенных родителей. «Не прыгай по ступенькам», «Не беги по бровке», «Не раскачивайся очень сильно на качели» и так далее.

 

От родителей исходит чрезмерное волнение за ребенка, которое ограничивает его в выборе в принятии им самим решений, а также несении ответственности за принятые им решения. В результате ребенок воспринимает, что он не в состоянии правильно что-либо совершить или сделать сам.

 

У него возникает растерянность и неуверенность в своих действиях, как следствие он ищет кого-то на кого можно переложить ответственность за принятие решения и совершения действия. Это может привести к полному бездействию в его жизни и перекладывание ответственности за это на других людей.

Вариант посланий:

Давай лучше я сделаю, у меня это получиться лучше.

Смотри и повторяй за мной, как это делаю я.

Не иди туда сам.

Ребенок воспринимает это как:

Я бестолковый (трус)

Я ничего не могу сделать правильно, потому что всегда ошибаюсь.

Не прилагай усилия. Не будь успешным.

Такое послание может быть невербальным, например взрослый прекращает играть с ребенком, если он начинает выигрывать. Или же код такого послания может быть заложен в постоянной родительской критике. Фраза, которая на это указывает, например: «Ты делаешь все плохо и неправильно».

Другие варианты послания:

Даже не начинай, все равно у тебя не получится.

Мне все равно придётся после тебя переделывать, лучше не делай это вовсе.

Ребенок воспринимает это:

Лучше ни к чему не стремиться и ничего не достигать, тогда меня буду любить.

Я все делают не правильно, и родители злятся, лучше я не буду ничего делать.

Не становись взрослым.

Зачастую такой маркер родители натягивают на последнего ребенка. К примеру, мама бессознательно боится, что ее сыночек начнет взрослеть. В свою очередь сын воспринимает это так: «Начну взрослеть и от меня отвернуться, меня перестанут любить».

Пример сообщений:

Ты еще очень маленький для этого

Не надо мне помогать, ты еще успеешь наработаться.

Как же мы без тебя.

Не будь маленьким ребенком.

Эти послания присущи семьям, где заботы о младших детях ложатся на плечи старших детей. Или семьи, в которых принято, относится к детям как к взрослым.

Пример посланий:

Поблагодари, скажи спасибо.

Будь настоящим мужчиной.

Будь взрослым мальчиком, ты уже не маленький.

Ну когда ты вырастешь и станешь взрослым.

Как принимает такое послание ребенок:

Я не должен играть.

Мне нельзя просить о помощи.

Мне необходимо заботиться о других.

Будь больным, не надо быть здоровым.

Результатом такого послания является повышенное беспокойство и опека родителей ребенка в период болезни. В случаи такого посыла ребенок приходит к выводу, что для него лучшим вариантом есть болезнь, так как именно в это время родители его любят и заботятся о нем.

 

Так же бывает, что во время болезни родители поощряют свое дитя за то, что, несмотря на болезнь, ребенок, что-либо сделал. Акцентируя внимание на том, что хоть ребенок и болезненный, но даже в таком состоянии делает что-то важное. Например: «Никита так плохо себя чувствует, но все равно сел делать уроки».

 

Ребенок воспринимает эти послания так:

Родители будут любить меня и заботится обо мне, если я заболею.

Я буду очень важным, если в период болезни буду выполнять заурядные, обычные дела. Родители будут мной гордиться.

 

Подсознательно выбор решения болеть человек проносит через всю свою жизнь и зачастую преобразуется форму «Я чувствую себя хорошо, только в том случаи если мне плохо».

 

Следует отметить, что это послание в дальнейшем может видоизменится в решение: «Не надо быть нормальным».

 

Важно!

Еще есть обратные предписания, такие как «делай ….или будь».

«Стремись», «Будь сильным», «Старайся», «Делай все лучше, чем другие», «Радуй». Обратные предписания не транслируются, они передаются в открытой и прямой форме, например: «Женщина должна подчиняться мужу». «Я знаю лучше, потому что я мужчина!» и тому подобные выражения.

 

Необходимо понимать и знать, что посылы и предписания будут иметь влияние на жизнь ребенка только в том случае, если ребенок сам их примет, то есть примет какое-либо решение вследствие отправленного посыла либо предписания. Но, если ребенок не поверит в послание, то оно никак не повлияет на его дальнейшую жизнь, так как он попросту его отбросит.


× Закрыть
× Закрыть

Вы можете подписаться на рассылку новостей, семинаров и тренингов, интересных событий!

   Я разрешаю обработку внесенных персональных данных

Приступая к заполнению формы, я подтверждаю, что ознакомлен
с Политикой ООО «СПРИО» в области обработки персональных данных.