Механизм психологической защиты или как мы защищаем себя от воплощения мечты
С механизмами психологической защиты сталкивался каждый из нас. Просто часто мы их не осознаем и не замечаем.
Приведу пример. Моя ученица Юлия - талантливая и красивая 34-летняя женщина, которая давно мечтает уйти с нелюбимой работы и стать психологом. Она пришла на мой курс "Практический Психолог" и прошла первый модуль с горящими глазами.
А потом... А потом Юлии все также нравилось учиться и ее все также интересовала психология, но она вдруг начала находить причины почему не успевает на занятия. То одно, то другое. То к маме нужно съездить, то клиент на работе задержал, то ребенок заболел...
Так прошло два месяца, пока Юлия все-таки не собралась с силами и не посетила занятие. На уроке она неожиданно осознала, что у нее включился механизм психологической защиты.
Что такое механизм психологической защиты (МПЗ)?
Это совокупность таких бессознательных методов, благодаря которым человек обеспечивает себя внутренним комфортом, защищая себя от негативных переживаний и психологических травм.
В нашем случае, МПЗ защищал Юлию от страха перед сменой карьеры и новой специальностью. Юлия боялась, что ничего не получится и она лишь ухудшит свою жизнь, распрощавшись со старой карьерой и окончательно углубившись в изучение психологии. Как только женщина это осознала, механизм психологической защиты моментально выключился.
До этого же Юлия ощущала сопротивление. Она постоянно находилась в защите, а не в обучении. Женщина не была готова воспринимать информацию.
Родные мои, помните, что если к вам пришел клиент, который находится в защите - работа будет бесполезна.
Состояние человека легко определить по телу. Если ваш клиент или ученик находится в защите - у него будет закрытая, напряженная поза. В этом случае человек не отвечает на вопросы, молчит, испытывает скептицизм, мнительность. Иногда в состоянии защиты клиенты начинают критиковать, спорить, идти на конфликт. Также вы можете встретиться с обвинениями и претензиями.
Если человек уходит в защиту - делайте два шага назад, не пытайтесь разом решить все его проблемы и чему-то научить защищающегося. Важно вначале перевести человека из защиты в обучение.
Эти знания пригодятся вам и в повседневной жизни!
Они позволят вам осознавать, нужно ли защищаться в данной ситуации или нет. Ведь, может быть, прислушавшись к чужому мнению, вы сможете поднять негативную эмоцию из своего подсознания и проработать её, чтобы больше не притягивать подобные эмоции по жизни.
Также теперь вам будет легко отслеживать, «в защите» вы сейчас или «в обучении». Ведь только в состоянии открытости миру вы можете понять свои ошибки и начать меняться, а это единственный путь к счастливой жизни. Пока мы находимся в «позиции жертвы» и все виноваты в наших проблемах, наша жизнь не изменится к лучшему.
И, конечно же, теперь вы сможете понимать когда ваш собеседник находится в защите. Тогда вы можете попробовать перевести его в обучение и продолжить диалог.