Структура Вед

Структура Вед

Разбираем Веды по составу.

Как говорилось ранее, Веды состоят из нескольких частей, то есть имеют определённую структуру. Её можно разделить на видимую или внешнюю, и невидимую (внутреннюю).


Состав Вед: внешняя сторона.

Внешняя структура означает разбивку на отдельные тематические разделы. Состав же внутренний или невидимый связан с уровнем познавательных способностей человека, то есть насколько глубоко человек сможет понять тот или иной раздел ведического Знания.


Начнём с рассмотрения внешнего состава ведической мудрости. Она содержит три главные части, называемые "Шрути", что дословно означает "Литература Истинного знания", "Уловленная ушами Истина". Исходя из названия, здесь записано всё услышанное. Вторая часть зовётся "Смрити" или "Запоминаемое". Последняя часть "Ньяя" представляет с собой логические выводы.


По сути, такое расположение разделов напоминает структуру школьного учебного процесса. Судите сами: сначала ученики слушают то, что говорит учитель. Всё услышанное ими можно сравнить с "Шрути". Далее они излагают услышанный от учителя материал. Это уже прямая аналогия со вторым разделом Вед "Смрити". Потом ученики вместе с учителями проводят совместный логический анализ из всего вышеизложенного.


Начало литературного откровения или кто изучает "Шрути".

Веды начинаются со "Шрути" или "Литературы откровения", которую составляют четыре раздела: Риг-веда, Сам-веда, Яджур-веда и Адхарва-веда. Эта четвёрка услышанных литературных откровений имеет более мелкие подразделы или гимны, называемые Самхитами. Как правило, их изучают молодые послушники или ученики Брахмачарьи.


Люди семейные, тоже бывшие учениками, изучают более сложный раздел - Брахманы. Следующий раздел Вед, называемый "Араньяки", изучают пенсионеры, отошедшие от житейских дел. Таких людей называют Ванапрастхи. Но у этих людей хватает времени и сил, дабы осилить и изучить четвёртый сложнейший раздел первой части ведической литературы - Упанишады. Они представляют с собой целый философский трактат, раскрывающий понятия настоящей истины и сути человеческой души.


Резюмируем: первая глава Вед "Шрути" состоит из четырёх книг-откровений. Они идут в следующем порядке: Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда и Адхарва-веда. В свою очередь, эти книги состоят из стихов или гимнов "Самхит". Последние имеют чёткое разделение, то есть, предназначены для определённых представителей каст, начиная от юных Брахмачарьи и до умудрённых житейским опытом Ванапрастхи. Абсолютно каждое стихотворение открывает перед нами глубинные тайны сокровенной Истины.


"Услышанная" Истина или "Смрити".

Следующая часть Вед называется "Смрити". Она уже написана раскованным и простым языком. Всё потому, что надо было донести всё услышанное до остальных "непросвещённых" людей.


Так что следующий раздел Вед состоит из небольших историй или летописей, рассказывающих о древности и называемых Пуранами. Они составляют первую "услышанную" часть. Далее раздел продолжают два известных древнеиндийских эпоса - Махабхарата и Рамаяна. Причём первая поэма содержит сотню тысяч стихотворений и считается самым масштабным литературным произведением. Но она поражает не только объёмом, но и размахом, так как говорится о любви, политике и многих других жизненных аспектах. Но самое главное, что они пронизаны одной духовной идеей.


Но здесь есть и более утилитарные вещи. Например, Веданги, то есть отдельные практические указания. К ним относятся Аюрведа - наука о здоровье, Дхамурведа, рассказывающая о воинском искусстве и Вастушастра, воплощающая зодчество и науку пространственной ориентации. Тут находятся Артха, дающая знания по политике и экономике, Гандхарва-веда - пособие по танцам, пению и театральному искусству. Интересно, что здесь находится знаменитое любовное пособие Кама-Сутра. Однако она раскрывает все грани чувственного наслаждения.


Кроме того, здесь прописаны всевозможные обряды (Калпа). Все они разъясняются с помощью, так называемой, грамматики санскрита (Вьякар-аня), толкового слова (Нирукти) и ритмики стихов Вед (Чханда).


Завершающая логика "Ньяя".

Последний раздел Вед, который, напомню, называется "Ньяя", состоит лишь из одной главы - "Веданта-сутры". По сути, она знаменует финиш, "пик Истины". Также разъясним, как понять слово "Сутра". Это "Трактат", точнее набор крылатых фраз. Они сжато излагают всё содержание Знания.


Состав изложенного Знания: взгляд изнутри.

Взглянем на этот необъятный памятник культуры с иного ракурса, точнее, со стороны развития этапов духовной эволюции человека. Для осознания этих эволюционных этапов человеческой души, надо задаться вопросом смысла её земного существования. Мы живём для воплощения своих основных жизненных целей. Основной массой, к сожалению, движет утилитарный подход, то есть погоня за материальными ценностями. 


Однако многие не знают как правильно, то есть, следуя истине, требовать что-то от этого земного существования. Поэтому они впадают в грех, поддаваясь этим мгновенным земным наслаждениям, за что потом тяжко страдают.


Веды же помогают избежать такой двойственной жизни и найти безгрешный путь к земным наслаждениям. Об этом, например, изложено в одной из Вед, называемой "Карма-Кандой".


По сути - это воплощение материального или прагматического подхода, характерного и общего практически для каждого из нас.


Однако, как бы правильно не наслаждаться, земные блага растворяются, проходят. И все глубоко мыслящие люди это осознают. Поэтому кроме достижения богатств и наслаждений, которые приведены в Карма-Канда, есть и глубинный философский подход к земному существованию. Подробнее об этом рассказывается в части ведической литературы, именуемой "Гьяна-Кандой".


Гьяна-Канда - для ищущих духовности.

Конечно, большинство осознаёт, что жизнь - лишь "миг, между прошлым и будущим" и с этим ничего не поделаешь. Так считают все материалисты. Некоторые, например, поэты Омар Хайям, Сергей Есенин, даже поэтизировали эту бренность, призывая, как в рекламном лозунге, брать от неё практически всё. Но с возрастом и обретением житейского опыта, человек понимает, что материальные блага и наслаждения не вечны. Поэтому его жизнь может наполнить духовность, которую можно найти, если глубже подходить к смыслу жизни.


Всё это описано в ведической литературе, точнее в книгах Упанишады. Напомню, найти их можно в Гьяна-Канда. Они выражают следующую основную идею: тело и плотские услады, рано или поздно исчезнут, а человеческая духовная оболочка останется. Подобный взгляд, говорит о том, что человеческое сознание или душа человека является частью вечного мира, которая, по завершению земного пути, должна стать частицей вечного и беспредельного света. То есть сразу проходит противопоставление плотского, бренного и духовного или вечного.


Бхакти-Канда - воплощение ведической эстетики.

Ведическая философия не только признаёт важность философии в жизненном взгляде, но и дает пути её воплощения. Наиболее отчётливо это сообщает последняя часть внутреннего состава ведического литературного памятника, который зовётся Бхакти-Канда или по-другому Упасана-Канда. Этот литературный отрывок посвящён эстетическому развитию личности. То есть он рассказывает о способах реализации человеческой души.


Дело в том, что человеческая природа воплощает единство души и сознания, то есть разум, психику (психическое тело), ну и, конечно, физическую, телесную оболочку. Таким образом, три предлагаемых раздела или подхода (сначала прагматичный или утилитарный, потом философский и, наконец, эстетический), тесно переплетены между собой, так как связаны, соответственно, с физической, духовной или тонкой (по-другому ментальной) уровнями эволюции человеческого сознания. Так что первый подход относится к телесной оболочке, взгляд философии - к тонкой, духовной сущности, а эстетический же - к воплощению этой самой души.


Суть эстетического подхода заключается в глубоком понимании человека, как отдельной духовной личности. Таковой личностью, только уже вечной, является и сам Бог. И между человеческой и божественной личностью возникают личностные, даже любовные взаимоотношения. Упасана-Канда разъясняет все эти нюансы. И на этом наивысшем духовном уровне во всей красе раскрываются все качества человеческой души. Другими словами, наступает наивысшая форма самопознания.


Таким образом, внутренняя структура ведического Знания показывает путь духовного развития любого мыслящего человека. Первоначально, им движет практический расчёт, потом он смотрит на жизнь с философской точки зрения, которая, в свою очередь, заставляет прийти к определённым выводам, воплощенных на высшем эстетическом уровне. Эта наивысшая стадия, так как человеческая душа полностью освобождается от прессинга телесной оболочки, жизненных обстоятельств и сопровождающих их мысленных иллюзий.


Духовная реализация человека - высшая цель ведического Знания.

Исходя из структуры ведической литературы, выясним, с какой целью ей создавали. Она исходит из двоякой сущности человека, которая состоит из материи, то есть "грубого" физического тела, либо "тонкой" психики, и сознания или души. То есть Веды должны направить ум и тело человека по верному, гармоничному пути развития. Но Веды имеют более высокую цель - сделать всё, чтобы человек наиболее полно реализовался духовно. А чтобы достичь этого, Веды рассказывают нам об идеальном образе жизни: то есть выполнять первую цель своего создания, а потом подтолкнуть человека к воплощению духовной жизни, духовной реальности, если угодно.


И если он живёт по канонам ведического Знания, то доходит до "Артхи", то есть материального процветания и, конечно, наслаждения. Далее наступает "Кама", то есть стадия, когда плотские услады переходят в разряд чувственных и даже каноничных. Но раз всё проходит без нарушения законов, то человек захочет освободиться от оков этого земного существования. Такой человек осознаёт, что его просветлённую душу не устраивают мимолётные материальные ценности.


В этом случае, он приходит к "Мокше", то есть окончательному освобождению. Оно, в свою очередь делится на безличное и личностное. Первое происходит на философском осознании (то есть на втором уровне осознания Вед), когда человек осознаёт себя не личностью, а лишь частичкой Вселенной. Личностное освобождение наступает, когда люди глубже осознают, что душа - это не просто световая искра, а отдельная субстанция, входящая в новую духовную реальность.


Однако душа не растворяется там бесследно. Так думают только не сведущие в этом вопросе люди. Веды приводят прекрасный пример такого взаимоотношения Вселенной и освобождённой души: зелёный попугай взлетает к вершине дереве не для соития с ним, а для добычи плодов. Или море, которое питает множество вливающихся в него рек.


Но люди являются личностями, сохраняющими свою сущность. Поэтому Веды и ратуют за личностное освобождение каждой отдельной человеческой души. То есть, чтобы между человеком и высшим Божеством была не абстрактная связь, а активная и взаимная любовь. Как говорилось ранее, в её появлении и состоит высшая цель Вед.


Но все мы разные, с разным культурным уровнем, поэтому воспринимаем Знания Вед по-разному. Кому то интересны материальные выгоды, кому то - духовные познания, ну и самым просветлённым - взаимоотношения с Богом.


И.И. Орда


× Закрыть
× Закрыть

Вы можете подписаться на рассылку новостей, семинаров и тренингов, интересных событий!

   Я разрешаю обработку внесенных персональных данных

Приступая к заполнению формы, я подтверждаю, что ознакомлен
с Политикой ООО «СПРИО» в области обработки персональных данных.