10 провереных способов, как помочь ребёнку избавиться от страхов

10 провереных способов, как помочь ребёнку избавиться от страхов

Усиление и увеличение общих показателей эмоциональных переживаний.

Цель метода – обучить ребенка ощущать позитивные эмоции, которые будут благоприятно влиять на его психику.

 

Основной прием – разнообразные игровые формы, позволяющие повысить у ребенка общий показатель переживаний, способствующий установлению дружеских и доверительных отношений со взрослыми, преподавателями и своими ровесниками.

 

Во время специально созданных ситуаций успеха у детей возникают положительные эмоции, которые в дальнейшем закрепляют в них потребность испытывать и переживать состояния радости, счастья, удовольствия от игры и общения в процессе неё.

 

Данная методика для преобразования страха не является универсальной. Но она очень существенно способствует улучшению состояния эмоционально-мотивационной области у ребенка, снижая уровень его страхов, опасений, тревожности от кого-либо или чего-либо.

 

Что нужно сделать: разыграть ситуацию с объектом или субъектом страха путем взаимодействия с ним.

 

Игра в страх.

Придумать сюжет, подобрать предметы, которые будут символизировать то, чего боится ребенок (зубастого монстра, «бабая» и др.). Приступить к розыгрышу сюжета с подобранными предметами. В процессе игры ребенок сам, без помощи взрослых, может «уничтожить» свои страхи, путем символической расправы с ними, одновременно отыгрывая свои эмоции и напряжение от стрессового воздействия.

 

Переключение эмоционального фона. Подражать или «заражать».

Ребенок через свое отношение к взрослому может воспринять объект или субъект страха, путем эмоционального переключения. Например, взрослый случайно испугался при ребенке паука и после этого случая ребенок начал боятся пауков.

 

Таким образом взрослый, сам того не желая «заразил» ребенка и он начал бояться пауков. Но этот механизм можно использовать и в обратном режиме, что позволит получить противоположный результат. Например, ребенок боится собак. Взрослый при ребенке гладит, играется с собакой, показывая, что это не страшно, а наоборот интересно и весело. При этом периодически предлагая ребенку присоединится к игре с собакой, и продолжить играть вместе с ним.

 

Одним из действенных приемов является прием направленного воображения.

Предложите ребенку закрыть глаза и попросите его представить, что он уже вырос. Спросите у него: «А теперь тебе страшно? Ты же уже большой и взрослый».

 

Метод «эмоциональные карусели».

 

Принцип данного метода заключается в переходе из состояния страха и опасности в состояние защищенности и безопасности.

В.В. Лебединский привел простой пример данного метода. Взрослый подбрасывает и ловит ребенка. Во время полета ребенок чувствует себя в опасности, но когда взрослый его ловит, он чувствует себя защищенным. Таким образом, руки взрослого для ребенка служат символом защиты.

 

Многие дети боятся темноты. Игра с темнотой позволит ребенку ощущать и самому руководить переходом из состояния опасности в состояние безопасности.

 

Выключите свет в одной комнате. В освещенной комнате предложите ребенку вместе с ним забежать в темную комнату, а через несколько секунд выбежать из нее в освещенное помещение. Проделайте несколько раз этот манёвр вместе с ребенком. Далее предложите ребенку самостоятельно, без вашего участия, забежать и выбежать из темной комнаты.

 

Как известно страх темноты один из самых распространённых страхов у детей. Зачастую он вызван страхом неизвестности. Дети убеждены, что взрослые их обманывают, когда говорят им, что в темной комнате боятся нечего. Монстры прячутся, когда в комнату заходят и включают свет.

 

Картинки объектов, которые пугают, часто являются отображением злости, раздражения или плохого настроения у ребенка. В них заключены негативные чувства и эмоции, с которыми ребенку сложно справиться самому. Задача в таких ситуациях помочь малышу научится владеть собой и почувствовать себя более сильным перед лицом предстоящей опасности.

 

Эффективную психокоррекцию страха темноты и одиночества можно осуществить при помощи упражнения «Прогулка вслепую». Упражнение проводится в паре. Придумать сюжет и предложить его детям в игровой форме. Согласно правилам упражнения один из детей закрывает глаза, а второй ребенок исполняет роль проводника для первого ребенка.

 

Все дети имеют свои счастливые особенные предметы, которые для них исполняют роль талисманов, амулетов и оберегов. Так, для усиления чувства безопасности и защищенности ребенка, можно и нужно в игре роль защитника и спасителя отдать любимой игрушке.

 

Метод «Куклотерапия».

Он основан на способе сравнения ребенка со смелым, бесстрашным и добрым героем. Роль героя в спектакле ребенок может играть сам или его любимая кукла, которую он самостоятельно обязан озвучивать. Спектакль должен содержать сюжетную линию:

- вступление;

- предельно максимальное напряжение (главный герой находится очень опасной ситуации);

- победа главное героя спектакля.

 

Как правило, после окончания кукольного спектакля, ребенок избавляется от мучивших его страхов и испытывает чувство облегчения.

 

Смастерить куклы можно самостоятельно из подручных материалов, таких как старые перчатки или завалявшийся одинокий носок. Перчатка вполне может исполнить роль страшного змея Горыныча, а носок – мышки-норушки. Полет вашей фантазии с ненужными вещами неограничен, придумывайте и применяйте бесполезные вещи в постановке разнообразных сцен, которые помогут ребенку избавиться от своих страхов и переживаний.

 

Создайте с ребенком своеобразный театр, поместите туда кукольных актёров и проводите с ребенком постоянные репетиции придуманного спектакля перед его основной премьерой. Так, ребенок получит многократную возможность, под видом репетиций, проигрывания и повторения исцеляющих сюжетов.

 

Что бы преодолеть страх сказочных персонажей предложите ребенку из пластилина слепить «Сказочное царство» и его героев. Например, Илью Муромца изобразить в нескольких вариантах: обреченный, растерянный, смелый и воинственный, довольный и гордый своей победой. Потом слепить несколько фигурок Змея Горыныча, одна из них будет злобной и кровожадной, а вторая жалкой и испуганной (эту фигурку следует сделать маленького размера).

 

Для того что бы избавить ребенка от страха перед уколами и врачами применяется игра «Больница».

В этой игре ребенок вначале выступает в роли доктора, который проводит все неприятные врачебные процедуры над больным. Потом ребенок исполняет роль пациента, принимающего все эти неприятные процедуры и назначения от доктора.

 

Таким образом, переживая страх в игре, у ребенка ослабевает реальный страх, а его травмирующее влияние на психику ребенка существенно ослабевает.

 

Манипуляция субъектом или объектом страха.

Этот метод похож на предыдущий. Ребенку дают материализованный предмет. Это может быть игрушка, которая символизирует то, что пугает ребенка. Терапия заключается в том, что ребенок может и должен манипулировать по своему усмотрению предметом своего страха.

 

А именно: усмирять, управлять, предпринимать агрессивные действия, а также действия по уничтожению предмета своего страха.

 

Анатомия страха.

Цель этого способа заключается в том, чтобы очень подробно объяснить, из чего состоит и что собой представляет предмет, который вызывает страх. Детально разъяснить из чего он состоит, как устроен, какие механизмы в нем существуют и, каким образом они приводятся в движение.

 

Американский психолог Ф.Шапиро для лечения страха предложил использовать метод десенсибилизации. Он позволяет существенно уменьшить негативное напряжение, страх и тревогу к пугающему предмету, ситуациям или образам.

Механизм предложенного метода состоит в использовании приема постепенного привыкания к вызывающим страх объектам, субъектам или ситуациям.

 

Например, ребенок боится собак. Необходимо дома завести щенка и тогда в процессе игры ребенка со щенком и заботы о нем, а также наблюдения за поведением щенка, малыш постепенно преодолеет свой страх к собакам и перестанет их бояться.

 

Таким образом, работа проводиться не с самим страхом, а с причинами личного отношения ребенка, которые и обуславливают возникновение соответствующего страха.

 

Описывая структуру страха, так сказать, исследуя его анатомию, ребенок получает возможность понять то, чего раньше не мог понять. А именно позволяет выявить какие опасные особенности в себе нес для него данный страх. А также, какие составляющие страха непосредственно и вызывают саму эмоцию страха.

 

Осветив фонариком темную комнату, ребенку надо показать, что монстры, которые его пугают, это всего лишь обычные вещи которые висят на вешалках, а страшный великан – это не что иное, как шкаф, где лежат знакомые ребенку вещи и предметы. Таким не хитрым приемом взрослые показывают, из чего на самом деле состоит страх ребенка и есть ли ему смысл боятся простых и привычных для него вещей.

 

Д. Бретт предложил ненавязчиво разъяснять природу страха путем рассказывания историй, которые начинаются фразой: «Жил-был мальчик (девочка), похожий на тебя…». Вместе с тем маленькому слушателю надо под подушку положить чудодейственный фонарик, которого ночной страх боится сам.

 

Ф. Зимбардо утверждал, что применение познавательных приемов, также позволяет бороться с таким страхом, как выступление перед большой аудиторией или сверстниками.

 

«Прорисовка страха»

Методика является очень популярной для работы со страхом и его лечением. Является весьма действенной для коррекции с всевозможными страхами. Но наиболее эффективна она при работе со страхами, которые провоцируются воображением, такими как: страх болезни, агрессии, катастроф и катаклизмов, сказочных героев, транспорта и др.

 

Прорисовка страха на бумаге основательно снижает беспокойное ожидание их осуществления в жизни, но при этом данная методика требует больших волевых усилий в процессе ее проработки.

 

Во время рисования чувство страха пробуждается, но наряду с этим также происходит осознание характера данного страха путем изложения его в виде изображения на листе бумаги.

 

В процессе творческой работы над страхом происходит сознательная манипуляция, которая помогает преобразовать объект или субъект страха. В дальнейшем, при последующих занятиях взрослый предлагает ребенку нарисовать так свой страх, что бы на рисунке было видно, что он не боится своего страха.

 

Если на рисунке ребенок не нарисует себя, то это свидетельствует о навязчивом характере страха. В таком случае необходима более глубокая и интенсивная работа над источником возникновения страха.

 

И напротив, если ребенок рисует себя, да еще и в активной роли, значение такой иллюстрации указывает на преодоление им своего страха. Такое изображение себя на рисунке свидетельствует о постепенном проявлении и возрождении собственной веры в себя, своей силы и своих возможностей.

 

Стоит отметить, что значительное место, во время рисования, отводится выбору цветового решения проблемы. Некоторые психологи советуют рисовать страх исключительно черным цветом, который ассоциируется с ночью. Используя черный цвет на листе бумаги ребенка нужно научить видеть в черном цвете благородство и красоту темного звездного неба, с которым связано очень много интересных и хороших легенд и сказаний.

 

В завершение данного метода проработки страха необходимо ребенку дать задание нарисовать то, чего он уже не боится.

 

«Механизм вербализации эмоции страха».

Детские «страшилки» разнообразного содержания являются одним из видов народного фольклора. Они пробуждают эмоциональное высвобождение энергии страха, которое способствует уменьшению тревоги, а также содействует полному избавлению от страха.

 

Ребенок, сочиняя и рассказывая «страшилку», самостоятельно придумывает и изображает определенные эмоциональные трудности, тем самым моделируя эмоциональную победу над своими страхами.

 

Применение метода вербализации страха обеспечивает эмоциональный ответ, своего рода чувственное переключение, которое вызывает психологическую защиту.

 

Сказочная терапия является одной из эффективных методик коррекции страхов, которая считается самостоятельной и действенной психотерапевтической техникой.

 

Естественно для лечения страха психологи применяют большое множество и других методов лечения, все зависит от сложности и серьезности этого заболевания у пациента. Но некоторые из них, в силу определенных причин, используются довольно редко, одной из таких техник является дельфинотерапия.

 

Выбор и использование метода для коррекции страха зависит от характера и структуры страха, первопричин его образования, а также личных особенностей ребенка.

 

«Пример провидения занятия».

 

Пример построен на комбинировании разных методов и приемов.

Работа проводится индивидуально с ребенком.

Патологический страх ребенка: боязнь любой высоты.

 

На первом сеансе, после знакомства с ребенка и налаживания с ним контакта, психолог предлагает ребенку на чистом листе бумаги нарисовать, на его усмотрение, любое животное, которое чего-то боится. Для рисования специалист даёт малышу комплект карандашей.

 

Ребенок выбрал черный карандаш и нарисовал кота и лестницу. Описывая свой рисунок, малыш сказал, что кот - это он и ему бы очень хотелось залезть на верхнюю ступеньку лестницы, но он очень сильно боится оттуда упасть.

 

Тогда малышу предлагают нарисовать очень больного маленького котенка. Потом, когда ребенок нарисовал, ему говорят, что для того, чтобы котенок выздоровел, надо достать хорошее лекарство, а оно находится на самом верху и для этого надо подняться по лестнице.

 

Психолог поговорил с ребенком о маленьком больном котенке и о том, как очень сильно жалко его. И что было бы хорошо, если бы кто-то смелый помог ему и достал чудодейственное лекарство, которое помогло бы ему выздороветь.

 

Обсудив с взрослым бедного котенка, ребенок решил, что кот залезет на самую верхушку лестницы и достанет лекарство больному котенку. Примечательное было то, что данное решение у малыша не вызвало внутреннего сопротивления. Несмотря на то, что вначале ребенок ответил отказом на предложение психолога залезть коту наверх лестницы, ведь коты так любят высоко залазить. Свой отказ малыш аргументировал тем, что дома у него есть кот, которому и внизу хорошо и они высоко никуда не залазят.

 

Вследствие беседы выяснилось, что ребенок живет в двухэтажном доме, но на второй этаж никогда не поднимается, так как считает, что там ничего интересного нет.

 

Тогда специалист предложил малышу нарисовать смелого кота, который не боится залезать на самый верх. Ребенок изобразил на листе бумаги многоэтажный дом, а на самом его верху нарисовал кота с первого рисунка.

 

Когда же ребенка спросили, что там делает кот и как он себя в это время чувствует, малыш ответил:

— Коту стало интересно, что там на верху. Но теперь, когда он оказался наверху, кот боится посмотреть вниз и спуститься. Коту хоть и страшно, он все равно рад, что залез на крышу дома.

 

Затем психолог посоветовал малышу нарисовать, чтобы мог увидеть возле дома кот, если бы осмелился посмотреть вниз с крыши. Маленький пациент нарисовал возле дома детей, катающихся на качели, а рядом с ними проезжающий автобус.

 

Потом ребенок нарисовал лестницу на всю высоту дома и одного из детей, который при помощи мамы поднимается по этой лестнице вверх. Далее, на каждом этаже малыш нарисовал своих близких родственников, которых решил поселить в этом многоэтажном доме.

 

На втором этаже малыш поселил папу, на третьем — маму, на четвертом — бабушку, на пятом — себя. Так передвигая карандашом по ступенькам воображаемой лестницы, в сопровождении мамы, ребенок добрался до 10 этажа, на котором он поселил дедушку.

 

Дальше свой путь восхождения на вершину многоэтажного дома малыш совершил самостоятельно. Учитывая, что игра ребенку понравилась, то путь движением карандаша вверх на 24 этаж и вниз на первый он проделал несколько раз.

 

Спустя некоторое время ребенок сам попросил чистый лист бумаги для следующего своего рисунка. Где он нарисовал мальчика 8 лет, которого звали Андрей. Так зовут его отца. Андрей забрался на крышу очень высокого дома и от этого очень счастлив. Он кричит оттуда: «Я больше никогда не буду бояться высоты!».

 

Психолог попросил малыша показать, как именно это делает мальчик с рисунка, и ребенок с удовольствием залез на стул, встав во весь рост и громко прокричал слова мальчика из своего рисунка. Зачастую ребенок просто предпочитал сидеть на стуле. Максимум, на что он соглашался - это стать на колени на том же стуле.

 

Малыш настолько впечатлился, что с удовольствием повторил несколько раз нарисованную им историю на рисунке, все время взбираясь на стул и выкрикивая фразу мальчика с рисунка.

 

Далее ему снова предложили на чистом листе бумаги нарисовать многоэтажный дом, в котором живет смелый мальчуган. Малыш нарисовал и сказал, что теперь на самом верхнем этаже этого дома он живет сам, а не на пятом, как раньше и там жить ему очень нравиться.

 

В конце терапии психолог и ребенок играли в «кота» и «котенка» согласно придуманного вначале сюжета. Ребенок с радостью поднимался на стул и спускался с него. Постепенно получилось подняться на стол, но залезть на подоконник ребенок все еще отказывался. Одолеть эту высоту и страх перед ней получилось только один раз, когда ребенок повторно воспроизвел победу смелого малыша с рисунка.

 

Во время игры использовались разные приемы, которые повышали уровень смелости ребенка. Это были вымышленные зрители, смотревшие с восторгом на успехи ребенка, «волшебные конфеты», которые надо есть только по одной, что бы не исчезло чувство осторожности.

 

Для эффективной работы и качественного результата были использованы несколько методов: прорисовка страха и его преодоление, вербализация эмоционального состояния, игра, которая позволила благоприятно и успешно начать лечение боязни высоты.

 

Таким образом, счастливый конец придуманной сказки или истории придает ребенку уверенности в себе и заряжает его надежной победы над собственным страхом.

 

С любовью, ваша Ирина Орда!


× Закрыть
× Закрыть

Вы можете подписаться на рассылку новостей, семинаров и тренингов, интересных событий!

   Я разрешаю обработку внесенных персональных данных

Приступая к заполнению формы, я подтверждаю, что ознакомлен
с Политикой ООО «СПРИО» в области обработки персональных данных.